Как преодолеть сопротивления работников изменениям?

 

На вопросы редакции отвечает бизнес-тренер Владимир Лыфарь, руководитель Днепропетровского филиала корпорации «Бизнес-Мастер»:

– Как преодолевать сопротивления изменениям?

– Только если предприниматель знает, что такое сопротивление, как оно проявляется, его типы и как работать с сопротивлением своих сотрудников (кстати, и с близкими родственниками), он может подключить энергию участников команды, вытащить их (хотя бы ключевых) в рост. И тогда появятся шансы воплотить изменения в жизнь.

Именно поэтому так настойчиво говорится на тренингах, что главная задача лидера – это работа с сопротивлением своих подчиненных, а остальное будет дано. На практике предпринимателю предстоит определить тех, кто в первых рядах сопротивленцев. Потом вызвать каждого к себе, пообщаться, проанализировать ситуацию, понять главную причину противодействия. Обсудить факты и эмоции с самими возражающими, попробовать убедить их в предстоящих выгодах, которые принесут изменения в работе. Обычно такие беседы приводят к желаемому результату.

Если же уговоры не помогают, следует отправлять людей в краткосрочные отпуска, им нужно время для внутренней перестройки. В случае если и эта мера не принесет успеха, придется увольнять несогласных саботажников.

– Когда стоит применять метод «изгнания из зоны комфорта»?

– Для начала нужно разобраться, что такое «зона комфорта», определиться в терминах. «Зона комфорта» – это естественное состояние человека (вернее, его сознания), которое имеет на то две причины.

Первая – физиологическая, так как мозг пытается сэкономить энергию, многие вещи упаковать в привычку (в стереотипы), чтобы каждый раз не тратить на какое-то действие много энергии. Поэтому сознание штампует мысли как под копирку, не принимая ничего нового, поскольку придется тратить энергию на обработку этого нового.

Вторая причина – психологическая. Все новое в этом мире – розетки, мясорубки, пылесосы, ножи, вилки и другие интересные штучки – наши заботливые мамы, пытаясь в детстве сохранить нам жизнь, в жесткой, категоричной форме забирали у нас, не пускали к таинственным, новым вещам. И у ребенка выработался отпечаток в памяти: «Все новое – опасно», «Все новое – больно». Вот эти две причины и создают зону комфорта.

Но она возникает у человека только на 1-й фазе внедрения новинок. А всего их пять.

– Расскажите, какие?

– Итак, представьте: приходит руководитель и говорит: ребята, есть идея! Опа, и все спрятались в свои внутренние «раковины».

Начинается первая фаза – пессимизм. Здесь как раз и надо выводить всех из зоны комфорта. «Да ничего у нас не получится», – стонут подчиненные. Это самый сложный период, поскольку включаются все виды сопротивления (а их пять) и лидеру необходимы: терпение; дипломатия; воля; настойчивость; гибкость; знание, как работать с сопротивлением, с самосаботажем и ленью.

Потом наступает 2-я фаза – лояльность. На этой фазе, если правильно прошли 1-ю, начинает расти количество приверженцев.

Третья – фаза оптимизма. Когда появляются первые результаты от внедрения вашей идеи.

Четвертая – фаза реализма. Здесь уже всем все более-менее понятно. Есть задачи, текучка, и надо их решать.

Пятая – фаза мудрости. Вы и ваши кадры становитесь Гуру по данному вопросу. Можете все объяснить, и уже многое сделали для реализации этой идеи. Начинает теряться интерес к данному проекту. Все попали в зону комфорта, угомонились, начинается застой, «старость». Это когда делаешь одно и то же. Тут предприниматель прибегает с новой идеей, с новой сверхзадачей…
И снова – сопротивление. Опять фаза пессимизма и далее – по схеме.

Если лидер знает все эти пять фаз, которые, кстати, и у него присутствуют в полной мере (только он сам себя уговаривает на новизну, заманивает себя новыми выгодами и т. п.), тогда он не впадает в истерику, гнев, а спокойно работает по алгоритму.

– Нередко работники приходят к руководителю, чтобы посовещается или пожаловаться на трудности. В каком случае нужно выслушать и поддержать, а в каком – не стоит?

– В подобных ситуациях руководителю необходимо знать, что такое работа с «материнским комплексом». Пока могу сказать так: если сотрудник пришел ко мне за ресурсами, за дополнительными полномочиями, уже хоть что-то сделал в данном направлении, тогда я должен его выслушать, поддержать. А если он пришел ко мне, чтобы я за него что-то сделал, когда вижу, что это банальная лень и манипуляция, тогда – выговор (плетей ему). «Умному – слово, дураку – палка…».

– Какая тактика в деловых отношениях с персоналом будет беспроигрышной?

– Цель успешной компании – идти все выше и выше, а наращивать количество персонала не всегда желательно с точки зрения прибыли. Особенно в наше время. Значит, производительность сотрудников должна все время расти. А для этого необходимо постоянно улучшать технологические процессы и развивать (обучать) людей, искать их слабые места, мешающие работе (сопротивление). Учиться самому.

Опираясь на свой опыт в развитии и обучении персонала, хочу привести универсальный портрет идеального работника, которому и сам стараюсь соответствовать. Такой сотрудник:

  • сам собой управляет (берет задачу – возвращает результат);
  • обладает высоким интеллектом и изобретательностью;
  • правильно работает с ошибками: анализирует причины, предпринимает корректирующие меры;
  • не переживает, что начальник глупее его (сопротивление лидеру);
  • относится к переменам философски, видит в них возможности;
  • любит свою работу;
  • всегда вместе с проблемами приносит решения;
  • искренне любит людей, не скатывается в эмоциональные конфликты, «офисные войны»;
  • с пониманием относится к отчетам и формальностям;
  • с энтузиазмом участвует в неформальной жизни коллектива;
  • лишен вредных привычек (хозяин своего тела, занимается спортом).

И тогда предпринимателю не придется решать проблемы за своих подчиненных, а их идеи часто будут лучше. Он сможет зарабатывать больше и освободит время на созерцание новых креативных идей, планов и свершений.

ЧАСТНЫЙ  Предприниматель (газета  для  практического  ведения  своего бизнеса)
Издательский Дом "Владимир Дудник"
журналист Лунёва Виолетта Георгиевна
http://chp.com.ua

Читайте также: Кадры: воспитывать или искать новые?